5. Гносеология. Уровни познания. Знание как выяснение отношений между идеями. Номинальная и реальная истина
Новой эмпирико-сенсуалистической теорией, считает Локк, успешно разрешается проблема видов, или уровней, познания. Их всего три:
сенситивное, демонстративное и интуитивное. Сенситивное знание самое несовершенное. Оно показывает нам лишь существование и облик отдельных
внешних предметов. Но без него не может ни возникнуть, ни применяться демонстративное и интуитивное знание. Интуитивное знание – самое
совершенное. Оно есть результат способности ума сразу усматривать отношения между двумя идеями (тождество, сходство, различие и т. п.). Когда
характер отношения между двумя идеями не ясен интуитивно, начинает действовать демонстративное познание. Оно представляет собой процедуру
подыскания промежуточных идей, которые помещаются между двумя исходными, пока не станет ясным характер их отношения.
Таким образом, знание вообще есть главным образом выяснение отношений между идеями. Соответственно, и всеобщие и необходимые знания
относятся не к вещам, а к идеям. Этим снимается проблема того, что человек имеет всеобщие и необходимые знания, хотя ни из какого опыта их
получить нельзя. По Локку, «идеи», полученные из внешнего и внутреннего опыта, – лишь материал знания. Только после обработки их с помощью
определенных процедур (сравнения, сочетания, абстракции) возможно знание. Однако знание определяется как правильным комбинированием идей, так
и отбором исходных, «простых» идей. Ошибки возникают как в результате несоблюдения правил комбинирования идей (чем сложнее идея, тем больше
риск, тем вероятнее ошибка), так и в результате использования не только идей первичных, но и вторичных качеств.
Важным в теории познания Локк считал понятие истины. Истина вообще, по его мнению, состоит в правильном соединении знаков. Как и
Гоббс, он относит истину к свойствам положений (высказываний), хотя считает уместным говорить и об истине метафизической, которая обозначает,
что вещи таковы в действительности, как они существуют. Однако и эта истина предполагает утверждение или отрицание о соответствии вещей связи
наших идей, т. е. выражена в знаках. Существует два вида знаков, говорит Локк: 1) идеи – знаки вещей и их сил в нашем уме; 2) слова – знаки
наших идей. Поэтому и истина бывает двух видов: номинальная и реальная. Номинальная истина есть соответствие связи слов комбинации наших идей.
Например, высказывание «кентавр – существо с туловищем коня и головой человека» номинально истинно, но реально ложно. Поэтому хотя номинальные
истины важны, но познание имеет ценность, если приводит к реальной истине, которая есть словесное или мысленное утверждение, представляющее
связь идей, соответствующих связи самих вещей. Ради познания самих вещей люди ищут истину. Истинным же можно назвать только то знание, которое
представляет собой мыслительную форму, которое обработано с помощью разума. Исключительно опытное знание носит вероятностный характер, это не
знание, но мнение. «Разум ставит человека выше остальных чувствующих существ и дает ему то превосходство и господство, которое он имеет над
ними».
Теорию познания Дж. Локка все исследователи называют выражением здравого смысла, философией, лишенной крайностей. Разум,
предоставленный сам себе, боится потерять ориентиры, становится удивительно осторожным. Он сомневается в понятиях традиционной метафизики и в
то же время не решается от них отказаться. Он опирается на чувственный опыт и в то же время видит его ограниченность. Разум пробует различные
способы самообоснования, еще верит в саму возможность самообоснования, но уже начинает ощущать необходимость «иного», отличного от
человеческого разума бытия.
|